Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Документы федерального уровня:
Документы регионального уровня:
- Реализация комплекса мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся
- Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09 2023г. № 1641 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на2023 – 2024 учебный год»
Документы муниципального уровня:
- Приказ Комитета образования администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 29.09.2023г. №734 «Об утверждении мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности люучающихся образовательных организаций Марксовского района на 2023-2024 учебный год".
Документы образовательной организации:
- Приказ МОУ-СОШ с. Каменка Марксовского района от 20.12.2021 №175 «Об организации работы по формированию и повышению функциональной грамотности в 2022-2023 учебном году»
- План мероприятий «Формирование функциональной грамотности обучающихся» МОУ-СОШ с. Каменка на 2023-2024 учебный год
- Положение о формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа с.Каменка Марксовского района Саратовской области. - База данных учеников 8-9 кл. МОУ-СОШ с. Каменка Марксовского района по формированию функциональной грамотности
- База данных учителей МОУ-СОШ с. Каменка Марксовского района по формированию функциональной грамотности
"Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (ссылка)"
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования.
- БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Сайт РЭШ-Российской электронной школы
- ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ PISA ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ, МАТЕМАТИЧЕСКОЙ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ, ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ЗАДАНИЙ ПО СОВМЕСТНОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
- СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
- ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ГРАМОТНЫМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности"
- Яндекс-Учебник. Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Методические материалы по функциональной грамотности
Другие материалы:
Материалы конференции:
- Бирюкова_Е.А._13.04.2022_1 Финансовая грамотность
- ГеращенкоСА_Методическое_сопровождение_ФФГ_13.04.2022
- ГеращенкоСА_Формирование_ГК_через_инструменты_ВПР-ОГЭ
- ГубановаЕВ_Деятельность_ГАУ_ДПО_СОИРО_по_ФФГ
- Естественно-научная грам._ПетроваОГ_Саратов
- Ковалева_Г.С._ОКО_Функ_грам_13_04_2022
- Методологические_аспекты_проведения_мониторинга_по_оценке_ФГ
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Ссочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |